Ведущей целью воспитания в школе является: формирование интеллектуально развитой, социально активной, духовно богатой личности с прочными гражданскими позициями и общечеловеческими данностями, через активизацию и актуализацию личностного потенциала учащегося.
Задачи воспитательной системы:
1. Развитие интеллектуальных способностей учащихся через стимулирование творческой и научно-исследовательской деятельности в реализации общественно значимых проектов.
2. Развитие позитивной чувственно-эмоциональной сферы через активизацию взаимодействия в окружающей природной и социальной средой в процессе экологически целесообразной деятельности, общения с миром искусства и социумом.
3. Стимулирование волевой сферы как основы формирования гражданской позиции и социальной ответственности в процессе инициирования школьного самоуправления.
Направление развития предусматривает целенаправленную методическую работу с педагогическим коллективом школы, в рамках которой предполагается:
1. Активизация деятельности педагогов, направленной на оптимизацию процессов самоопределения, самореализации, самоутверждения личности ученика через разработку программы деятельности в рамках воспитательного процесса.
2. Стимулирование творческой деятельности педагогов школы как фактор-условие формирования воспитывающей среды через организацию методического объединения классных руководителей и акгивизацию воспитывающей функции педагога.
3. Стимулирование взаимодействия педагогов, родителей и учащихся по формированию у последних социальной ответственности и активности через возрождение традиций школьного самоуправления.
В целом система воспитательной работы школы направлена на развитие социализированного интеллекта , т.е. интеллекта, ориентированного на творение добра, созидание, милосердие, на обретение надежды и веры. Поэтому содержанием образования в школе являются не только традиционно сложившиеся области знания: математическая, гуманитарная, но и та деятельность. которая развивает сенсорику и моторику, но и та которая способствует сохранению и укреплению физического, духовного и социального здоровья обучающихся.
В основе концепции воспитания лежит понимание и принятие тезиса, что поведение, деятельность и отношения человека к окружающему миру (природе, обществу, предметной среде) определяются не только социокультурными нормами и правилами, которые диктует общество, но, прежде всего, эмоционально-ценностной сферой личности, формирование которой - основной предмет педагогической деятельности.
В системе воспитательной работы выделены три группы позитивных ценностей:
Ценности творчества - реализуются через труд - физический или умственный, досуговый, оптимальное сочетание и того и другого. Научить ребенка самостоятельно привносить смысл в свою работу, выражать в ней свои способности и индивидуальные особенности, получать от работы истинное удовольствие, испытывать наслаждение. Нет значимой или не значимой работы, поэтому важно приучать себя и ребенка к установке внутреннего мотива, что интересной может быть любая работа. В воспитательных программах необходимо отразить разные вицы деятельности: организационную, коммуникативную, познавательную, творческую и т.п.;
Ценности переживания - проявляются в чувствительности человека к различным явлениям окружающего мира, будь то люди, природа, произведения искусства. К ним относится чувство любви, одухотворяющее и наполняющее глубоким смыслом человеческие взаимоотнощения. Сентиментальность, способность сопереживать и переживать - неотъемлемые спутники детства. Насмешка, порицание со стороны взрослых провоцируют развитие черствости и эгоизма. Развитию чувственно-эмоциональной сферы способствуют общение с миром природы, искусства, реальная деятельность милосердия, творения добра;
Ценности отношения - связаны с реакцией человека на ограничение его возможностей, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые не может изменить. То как он относится к своей судьбе, тяготам жизни, какую позицию по отношению к ним занимает в конечном счете определяет жизненную энергию, умение противостоять негативным ситуациям, переносить и принимать достойно удары судьбы, и, конечно, удовлетворенность жизнью.
Ценности творчества реализуются через следующую совместную воспитывающую деятельность, как в процессе обучения, так и в во внеурочной деятельности:
• учебные программы, спецкурсы, факультативы, в рамках которых используются педагогические технологии с максимальной активностью учебной деятельности учащихся;
• научно - исследовательская и творческая деятельность учащихся;
• предметные, эвристические олимпиады, конкурсы, интеллектуальные марафоны, научно - практические конференции:
• кружковая деятельность;
• традиционные коллективные творческие дела (КТД);
• ученическое самоуправление.